80-ЛЕТИЕ ПЬЕСЫ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА «ДРАКОН» Она была написана в эвакуации в 1942-43, и в конце 1943 года депонирована в ЦНТБ (была такая форма публикации научных работ), откуда и начала сразу же расходиться. На фото: первое официальное официальное издание, 500 экземпляров, выпустило в 1944 году Всесоюзное Управление по охране авторских прав - специально для театральных режиссеров ————————————————- «…Площадь наполняется народом. Народ необычайно тих. Все перешептываются, глядя на небо. 1-й горожанин . Как мучительно затягивается бой. 2-й горожанин . Да. Уже две минуты — и никаких результатов. 1-й горожанин . Я надеюсь, что сразу все будет кончено. 2-й горожанин . Ах, мы жили так спокойно… А сейчас время завтракать — и не хочется есть. Ужас! Здравствуйте, господин садовник. Почему вы так грустны? Садовник . У меня сегодня распустились чайные розы, хлебные розы и винные розы. Посмотришь на них — и ты сыт и пьян. Господин дракон обещал зайти взглянуть и дать денег на дальнейшие опыты. А теперь он воюет. Из-за этого ужаса могут погибнуть плоды многолетних трудов. * * * Шум боя, удары меча. Мальчик (указывает на небо) . Мама, мама! Он перевернулся вверх ногами. Кто-то бьет его так, что искры летят! Все . Тссс! Гремят трубы. Выходят Генрих и бургомистр . Бургомистр . Слушайте приказ. Во избежание эпидемии глазных болезней, и только поэтому, на небо смотреть воспрещается. Что происходит на небе, вы узнаете из коммюнике, которое по мере надобности будет выпускать личный секретарь господина дракона. 1-й горожанин . Вот это правильно. 2-й горожанин . Давно пора. Мальчик . Мама, а почему вредно смотреть, как его бьют? Все . Тссс! Появляются подруги Эльзы. 1-я подруга . Десять минут идет война! Зачем этот Ланцелот не сдается? 2-я подруга . Знает ведь, что дракона победить нельзя. 3-я подруга . Он просто нарочно мучает нас. 1-я подруга . Я забыла у Эльзы свои перчатки. Но мне все равно теперь. Я так устала от этой войны, что мне ничего не жалко. 2-я подруга . Я тоже стала совершенно бесчувственная. Эльза хотела подарить мне на память свои новые туфли, но я и не вспоминаю о них. 3-я подруга . Подумать только! Если бы не этот приезжий, дракон давно бы уже увел Эльзу к себе. И мы сидели бы спокойно дома и плакали бы. Мальчик . Мама, от кого дракон удирает по всему небу? Все . Тссс! 1-й горожанин . Он не удирает, мальчик, он маневрирует. Мальчик . А почему он поджал хвост? Все . Тссс! 1-й горожанин . Хвост поджат по заранее обдуманному плану, мальчик. * * * Вторая голова Дракона с грохотом валится на площадь. Обзор откладывается по техническим причинам. Слушайте коммюнике. Боевые действия развиваются согласно планам, составленным господином драконом. * * * 1-й горожанин . Я потерял уважение к дракону на две трети. Господин Шарлемань! Дорогой друг! Почему вы там стоите в одиночестве Садовник . Ах, господин Шарлемань. Не надо размышлять. Это слишком страшно. Страшно подумать, сколько времени я потерял, бегая лизать лапу этому одноголовому чудовищу. Сколько цветов мог вырастить! * * * Генрих …Един бог, едино солнце, едина луна, едина голова на плечах у нашего повелителя. Иметь всего одну голову — это человечно, это гуманно в высшем смысле этого слова. Кроме того, это крайне удобно и в чисто военном отношении. Это сильно сокращает фронт. Оборонять одну голову втрое легче, чем три. Третья голова Дракона с грохотом валится на площадь. Взрыв криков. Теперь все говорят очень громко. 1-й горожанин . Долой дракона! 2-й горожанин . Нас обманывали с детства! * * * 2-я голова . Эй, кто-нибудь! Ты, Миллер! Ты мне хвост целовал при встрече. Эй, Фридрихсен! Ты подарил мне трубку с тремя мундштуками и надписью: «Твой навеки». Где ты, Анна-Мария-Фредерика Вебер? Ты говорила, что влюблена в меня, и носила на груди кусочки моего когтя в бархатном мешочке. Мы издревле научились понимать друг друга. Где же вы все? Дайте воды. Ведь вот он, колодец, рядом. Глоток! Пол-глотка! Ну хоть губы смочить. 1-я голова . Дайте, дайте мне начать сначала! Я вас всех передавлю! 2-я голова . Одну капельку, кто-нибудь. 3-я голова . Надо было скроить хоть одну верную душу. Не поддавался материал.» ————————————————————- ДРАКОН. …Мои люди очень страшные. Таких больше нигде не найдешь. Моя работа. Я их кроил. ЛАНЦЕЛОТ. И все-таки они люди. ДРАКОН. Это снаружи. ЛАНЦЕЛОТ. Нет. ДРАКОН. Если бы ты увидел их души — ох, задрожал бы. ЛАНЦЕЛОТ. Нет. ДРАКОН. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам - человек околеет. А душу разорвешь - станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему Бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы…» Публикация: Юрий Терко

Теги других блогов: театр пьеса Евгений Шварц